Пневмония у детей этиология клиника лечение профилактика

защита интернатуры / Я / Пневмония у детей

Пневмония у детей. Клиника. Диагностика. Лечение. Профилактика.

Острая пневмония — это воспаление легких, характеризу­ется воспалением паренхиматозной, респираторной части легких.

Классификация. По морфологичекой форме: оча­говая, очаговая сливная, сегментарная, долевая, интер-стициальная.

По течению: острая, затяжная (при отсутствии раз­решения пневмонического процесса в сроки от 6 до 8 недель).

По развитию осложнений:

легочные (синпневмотический плеврит, метапне-вмонический плеврит, легочная деструкция, абсцесс легкого, пневмоторакс, пиопневмоторакс);

внелегочные (инфекционно-токсический шок, сер­дечно-сосудистая недостаточность, ДВС-синдром, респираторный дистресс-синдром).

Этиологическим фактором являются различные бактерии: пневмококки, стафилококки, стрептококки, клебсиелла пневмонии, грамотрицательная флора и микоплазмы (внебольничная форма); стафилококк, синегнойная палочка (внутрибольничная форма); хла-мидии, цитомегаловирусы (при перинатальной инфек­ции); различные бактерии у больных с иммунодефи­цитом.

Острая пневмония обычно начинается с острого пе­риода, нередко после переохлаждения больной начи­нает испытывать потрясающий озноб: температура те­ла повышается до фебрильных цифр 39—40 °С, реже до 38—41 °С; боль при дыхании на стороне поражен­ного легкого усиливается при кашле, в начале сухом, затем влажном с гнойной вязкой мокротой. Состояние больного тяжелое. Кожные покровы лица гиперемированы и цианотичны. Дыхание учащенное, по­верхностное, с раздуванием крыльев носа. Аналогично протекает пневмококковая пневмония и стафилококковая пневмония. Чаще стафилококковая пневмония протекает более тяжело, сопровождаясь деструкцией легких с образованием тонкостенных воз­душных полостей, абсцессов в легочной ткани. Для та­кого рода пневмонии характерна выраженная инток­сикация, проявляющаяся повышением температуры тела, ознобом, гиперемией кожных покровов и слизи­стых оболочек, головокружением, головной болью, выраженной одышкой, кровохарканьем, тахикардией, тошнотой, рвотой. Если у больного тяжелый инфек-ционно-токсический шок, то развивается сосудистая недостаточность, артериальное давление 90—80 и 60— 50 мм рт. ст., при осмотре бледность кожных покро­вов, липкий пот, холодные конечности. При прогрес-сировании интоксикационного синдрома выявляюся церебральные расстройства, нарастает сердечная не­достаточность, нарушается ритм сердца, развивается шоковое легкое, гепаторенальный синдром, ДВС-синд-ром, токсический энтероколит. Эти пневмонии могут привести к быстрому летальному исходу.

На основании клинических и лабораторных данных учитывают укорочения перкуторного звука, отмечают усиленное везикулярное дыхание с очагами бронхи­ального дыхания, выслушивается крепитация, мелко-и среднепузырчатые хрипы, на рентгенограммах (иног­да на томограммах) — очаговые затенения. Иссле­дуют мокроту или мазки из глотки на бактерии, вклю­чая микобактерии туберкулеза, вирусы, микоплазму пневмонии.

1. Если при осмотре у ребенка независимо от уровня температуры и при отсутствии обструкции имеется:

— учащение дыхания: 60 в минуту у детей первого месяца жизни;

50 в минуту у детей 2—12 месяцев; 40 в минуту у детей 1—4 лет;

стонущее (кряхтящее) дыхание;

цианоз носогубного треугольника;

—признаки токсикоза («больной» вид, отказ от еды и питья, сонливость, нарушение сознания, резкая бледность при повышенной температуре тела), то состояние расценивается как тяжелое с большой вероятностью пневмонии.

Этим больным следует назначить антибиотик и напра­вить их в стационар.

2. Если у ребенка нет признаков, указанных в пункте 1, но есть:

температура тела 38 °С дольше 3 дней;

локальные физикальные признаки пневмонии;

асимметрия хрипов, то следует предположить наличие пневмонии.

Этим больным необходимо сделать анализ крови, направить их на рент­генографию; при ее невозможности — назначить антибиотик.

3. Если ребенок с ОРЗ и признаками бронхиальной обструкции имеет:

—«воспалительную» гемограмму, то следует исключить пневмонию про­ведением рентгенологического исследования. Госпитализации подлежат боль­ные с признаками дыхательной недостаточности.

4. Если у ребенка фебрильная температура тела в тегение 1 —2 дней и от- сутствуют указанные выше признаки, то пневмония мало вероятна. Эти боль- ные подлежат наблюдению на дому как больные ОРЗ без пневмонии.

В стационаре всем детям с подозрением на пневмонию делают рентгено­грамму грудной клетки. Повторную рентгенограмму проводят через 2 недели, а при осложненном течении пневомнии — по показаниям. Обязательны: кли­нический анализ крови и мочи, посевы мокроты, слизи из зева (совпадение с флорой из нижних дыхательных путей в 30%). Помогают диагностике этиоло­гии пневмонии серологические исследования и выявление антигенов возбуди­телей в крови (полимеразная цепная реакция и др.).

Помимо перечисленных в схеме показаний к госпитализации, следует принимать во внимание преморбидный фон (гипотрофия, аномалии консти­туции и др.), низкий социальный статус семьи, психологические особенности родителей.

Лечение пневмоний при легком течении заболева­ния и при благоприятном течении и благоприятных бы­товых условиях можно осуществлять лечение на дому, но многие больные нуждаются в стационарном лече­нии. По экстренным показаниям больных госпитали­зируют с долевым поражением легочной ткани и при выраженном инфекционно-токсическом синдроме. В разгар болезни назначают постельный режим, меха­нически и химически щадящую диету с ограничением поваренной соли и повышением количества витами­нов, особенно А и С. При исчезновении или значитель­ном уменьшении явлений интоксикации рекомендуют расширять режим, применяют лечебную физкультуру, если нет противопоказаний. Сразу же после взятия мокроты, мазков и смывов с бронхов для бактериоло­гического исследования начинают этиотропную анти­бактериальную терапию, которую проводят под контро­лем клинической эффективности, а при последующем назначении лечения учитывают результаты исследо­вания высеянной микрофлоры и ее чувствительности к антибиотикам. При внебольничной пневмонии назначают полусинтетические пенициллины макролиды нового поколения. При внутриболь-ничных пневмониях назначают «защищенные» пе-нициллины, аминогликозиды, цефалоспорины 2—3-го поколения, фторхонолоны и другие антибиотики груп­пы резерва. При пневмониях с внутриутробной инфек­цией макролиды нового поколения (спиромицин, рок-ситромицин, азитромицин). При пневмониях у больных с иммунодефицитами назначают цефалоспорины 3— 4-го поколения, фторхинолоны.

При тяжелых вирусно-бактериальных пневмониях, часто развивающихся в результате взаимодействия вируса гриппа и стафилококка, вместе с внутривенно вводимыми антибактериальными препаратами широ­кого спектра действия назначают введение специфи­ческого донорского противогриппозного у-глобулина.

Комбинации антибиотиков для лечения осложнен­ной пневмонии: цефалоспорины + полусинтетические пенициллины; полусинтетические пенициллины + ами-ногликозиды; цефалоспорины + аминогликозиды. Применяют также дезинтоксикационные средства (гемодез и др.).

Лечение дыхательной недостаточности, устранение обструктивного синдрома. Назначается муколитиче-ская терапия, бронхолитическая терапия, физиотера­пия, иммунокоррегирующая терапия, ЛФК. При выра­женной тахикардии, снижении систолического давления до 100 мм рт. ст. и ниже больным пневмониями пока­зан строфантин, сульфокамфокаин. Повышают имму­нологическую реактивность больного (иммуноглобулин, дибазол, метилурацил). Проводится витаминотерапия.

Профилактика заключается в:

комплексе социально-гигиенических мероприятий;

рациональном питании, закаливании, улучшении экологии жилища;

—предупреждении ОРВИ, вакцинопрофилактике пневмоний (конъюгиро-ванная вакцина против Н. influenzae, пневмококка, вакцинопрофилактика грип­па);

— профилактике внутрибольничных пневмоний (госпитализация в боксы).

Хроническая пневмония (ХП) — хронический воспалительный неспецифигеский процесс, имеющий в основе необратимые морфологигеские измене­ния в виде деформации бронхов и пневмосклероза в одном или нескольких сег­ментах, сопровождающийся рецидивами воспаления в бронхах и легогной ткани.

Термин «хроническая пневмония» в настоящее время используется только в отечественной педиатрии. Терапевты ставят диагноз «бронхоэктатическая болезнь» или «пневмосклероз» с указанием локализации процесса.

Клиническая картина. Локальный пневмофиброз может протекать бес­симптомно и быть рентгенологической находкой. Склероз одного сегмента не влияет на функцию внешнего дыхания. При полисегментарном поражении мо­гут быть выявлены рестриктивные нарушения.

Клинические проявления бронхоэктатической болезни зависят от объема поражения, характера бронхоэктазов (цилиндрические, мешотчатые, смешан­ные бронхоэктазы) и периода заболевания.

Утомляемость, общее недомогание, снижение аппетита, отставание в физи­ческом развитии наблюдается при распространенном процессе, мешотчатых бронхоэктазах. У таких больных следствием хронической гипоксии может быть формирование деформации пальцев в форме барабанных палочек — «пальцы Гиппократа». При осмотре обращает на себя внимание уплощение грудной клетки на стороне поражения, отставание этой половины в акте дыха­ния.

К постоянным симптомам бронхоэктатической болезни относят кашель, выделение мокроты и стойкие хрипы в легких. Интенсивность кашля (больше в утренние часы), качество и количество мокроты коррелирует с объемом по­ражения и периодом заболевания. При обострении мокрота бывает гнойной или слизисто-гнойной, в периоде ремиссии — слизистой.

Для бронхоэктазов характерна постоянная локальная аускультативная симптоматика. Над зоной поражения выслушиваются средне- и мелкопузырча­тые влажные хрипы. При обострении часто аускультативная картина указыва­ет на обострение вторичного хронического бронхита (диффузные сухие хри­пы) с сохранением локальной симптоматики.

Диагностика. Проводят анализ анамнеза жизни и заболевания (с целью ретроспективного выявления возможного источника формирования заболева­ния). При объективном обследовании устанавливают наличие перечисленных выше клинических признаков заболевания.

При рентгенологигеском исследовании (в двух проекциях) определяют при­знаки сближения элементов бронхососудистого рисунка в зоне поражения, по­вышение воздушности соседних сегментов, смещение тени средостения в сто­рону поражения. При локальном пневмофиброзе без выраженных бронхоэкта­зов определяется гомогенная тень с четкими границами.

Бронхоскопия позволяет оценить локализацию поражения, характер секре­та, получить материал для цитологического и микробиологического исследо­вания. При микробиологическом исследовании мокроты обязательно опреде­ляют чувствительность выделенного возбудителя к антибиотику для проведе­ния целенаправленной антибактериальной терапии с учетом чувствительности флоры.

Бронхографию проводят для уточнения объема поражения, характера брон­хоэктазов. В настоящее время этот метод бронхологического исследования ис­пользуют только для уточнения объема оперативного вмешательства при на­личии показаний.

Компьютерная томография — менее инвазивный и достаточно информа­тивный метод диагностики хронической пневмонии.

Лечение должно быть длительным, этапным, индивидуальным в зависи­мости от периода болезни, частоты обострений, наличия сопутствующих забо­леваний.

Антибактериальная терапия назначается в периоде обострения с учетом чувствительности выделенных микроорганизмов.

В периоде обострения по показаниям проводят санационные бронхо­скопии с местным введением антибиотиков и антисептических средств.

Большое значение имеет муколитическая терапия (см. Легение ОБ) с проведением вибрационного массажа и постурального дренажа с учетом лока­лизации воспалительного процесса. Обязательно проведение лечебной физ­культуры.

• Необходимо лечение заболеваний ЛОР-органов, санация полости рта.

Вопрос об оперативном лечении решается строго индивидуально в зави­симости от тяжести заболевания, эффективности консервативной терапии, воз­раста ребенка и наличия осложнений

Бронхоэктазы, сформировавшиеся в процессе течения муковисцидоза, первичного иммунодефицита, синдрома Картагенера, оперативному лечению, как правило, не подлежат.

Все дети, больные хронической пневмонией, должны проходить сана­торный этап лечения.

Использованные источники: studfiles.net

Пневмония: клиника, диагностика, лечение (стр. 1 из 3)

V Дифференциальная диагностика

VI Принципы лечения

Список используемой литературы

Первые упоминания о воспалении в респираторных отделах дыхательного тракта приводились Цельсом и в дальнейшем за счет накопления клинического опыта с подробным описанием Виллисом 1684 году приблизило врачей к пониманию пневмонии как самостоятельно заболевание. Выделение Рокитанским (1842г.) двух морфологических вариантов пневмонии: долевой и бронхопневмонии, затем открытие Рентгеном (1895) возможности лучевой диагностики создало основы классификации и диагностики пневмонии, которыми пользуются и современные клиницисты. Проблема диагностики и лечения пневмонии являются одной из самых актуальных в современной терапевтической практике.

В России ежегодно более 1,5 млн. человек наблюдаются врачами по поводу данного заболевания, из них 20% в связи с тяжестью состояния госпитализируются. В России по официальной статистики ежегодно регистрируется не менее 400 тысяч новых случаев. В развитых странахзаболеваемость пневмонии составляет от 3,6 – 16 на 1000 человек, а по статическим данным ДМП №1 8%. Среди больных пневмонией преобладают мцжчины. Они составляют от 52 до 56% больных, женщины от 44 до 48%.

Цель: провести анализ распространенности заболевания в Дагестане и в России.

Задача: научиться проводить дифференцированный диагноз и уметь оказать помощь и профилактику.

Пневмония – это воспалительное заболевание легких, преимущественно инфекционной природы с поражением альвеол.

2. По клинико- морфологическим признакам:

– паренхиматозная (крупозная, долевая, плевропневмония);

– паренхиматозная (очаговая, дольковая, бронхопневмония);

3. Локализацияя и протяженность:

– легкие и абортивные

У детей в большинстве случаев этиология пневмоний инфекционная. Чаще всего острая пневмония возникает у ребенка переносящего ОРВИ, на первой неделе болезни. Вирусная инфекция, предшествуя пневмонии, снижая иммунологическую реактивность организма и вызывая некротические изменения эпителия дыхательных путей, подготовляя путь для наслоения инфекции.

Входные ворота- верхние дыхательные пути. Возможно 3 пути проникновения в легкие возбудителя: бронхогенный, гематогенный, лимфогенный.

Микроорганизм попадая в мелкие бронхиолы вызывает воспалительный процесс вовлекая альвеолярную ткань. Под влиянием микроорганизмов и их токсинов происходит повреждение клеток, повышается проницаемость клеточных мембран и сосудистой стенки и возникает отек интерстициальной ткани, что способствует образованию экссудата в альвеолах. Отек и инфильтрация способствуют возникновению недостаточности верхнего дыхания, возникает одышка со сниженной глубиной дыхания. Патоморфологические изменения в легочной ткани при крупозной пневмонии проходит в 4 стадии:

1. Стадия прилива, которая характеризуется гиперемией легочной ткани, воспалительным отеком. Стадия длится от 1 до 3 суток;

2. Стадия «красного опеченения» характеризуется пропотеванием в альвеолы эритроцитов.

3. Стадия «серого опеченения» характеризуется пропотеванием в альвеолы лейкоцитов. Продолжительность от 2 до 6 суток.

4. Стадия разрешения, которая характеризуется рассасыванием укссудата.

Легочные проявления пневмонии:

– выделение мокроты (слизистая, слизисто-гнойная, «ржавая»)

– боль при дыхании;

– локальные клинические признаки (притупление перкуторного звука, бронхиальное дыхание, крепитирующие хрипы, шум трения плевры);

– локальные рентгенологические признаки (сегментарные и долевые затемнения).

Внелегочные проявления пневмонии:

– ознобы и потливость;

– кожная сыпь, поражения слизистых;

– изменения со стороны крови (лейкоцитоз, сдвиг формулы влево, повышение СОЭ).

У детей характерно повышение температуры тела 38- 39 градусов С, проявления интоксикации: ухудшение общего состояния, головная боль, снижение аппетита, нарушение сна, бледность кожи, вегетативно-сосудистые расстройства(потливость, мраморный рисунок кожи, холодные конечности при высокой температуре тела). Кашель чаще бывает влажным. Выражена одышка в покое, у детей старше 3 лет она иногда наблюдается только при физической нагрузке. При вовлечении в процесс плевры возникает «короткий» (поверхностный) кашель, боли в боку усиливающиеся при глубоком дыхании и кашле. Для пневмонии характерны мелкопузырчатые и крепитирующие хрипы над очагами поражения. Отмечаются изменения крови: лейкоцитоз, нейтрофилез со сдвигом формулы влево, повышения СОЭ. У детей первого года жизни в клинике преобладают симптомы интоксикации (беспокойство или вялость, отказ от еды, бледность и «мраморность» кожи), дыхательной недостаточности (одышка с раздуванием крыльев носа, цианоз носогубного треугольника). Быстро развивается гипоксия, ацидоз. Присоединяются сердечно-сосудистые нарушения: тахикардия, глухость тонов сердца, отмечается расстройство функций желудочно-кишечного тракта (рвота, срыгивание, жидкий стул).

При крупозной пневмонии болезнь начинается остро, появляются выраженные признаки интоксикации, температура тела 39- 40 градусов Цельсия, озноб, появляется боль в грудной клетке усиливающаяся при дыхании. Лицо больного осунувшееся, цианотичные губы, герпес на губах. Отставание при дыхании пораженной половины грудной клетки, перкуторный звук укорочен, прослушивается крепитация. На вторые сутки болезни появляется «ржавая» мокрота. В стадии разрешения состояние больных постепенно улучшается, уменьшается притупление перкуторного звука, вновь начинает прослушиваться крепитация, а затем дыхание становится везикулярным. Рентгенологическое исследование: сегментарное или долевое затемнение легких.

При очаговой пневмонии- начала заболевания установить не удается, так как оно не редко развивается на фоне бронхита. Наиболее характерными симптомами являются: кашель, лихорадка, одышка, отмечается отставание «больной» половины грудной клетки в акте дыхания. При наличии крупного очага воспаления определяется притупление перкуторного звука, при аускультации- жесткое дыхание, на его фоне влажные хрипы и крепитация. Начало заболевание не острое, постепенное повышение температуры до 39 градусов Цельсия, упорный кашель со слизисто- гнойной мокротой. Рентгенологические исследования: затемнение, соответсвующее очагу воспаления.

Хроническая пневмония – признаки интоксикации чаще отсутствуют, реже наблюдаются недомогание, утомляемость, снижение аппетита. К основным симптомам болезни относят кашель. Сухой кашель чаще возникает в начале обострения болезни, в дальнейшем становится влажным. При обширных поражениях в фазе обострения мокрота обычно бывает гнойной или слизисто- гнойной. При перкуссии определяется притупление перкуторного звука, выслушивает жесткое дыхание. При аускультации – средние и мелкопузырчатые хрипы.

Осложнение пневмонии следует считать развитие патологического процесса.

– абсцесс и гангрена легкого;

– инфекционно- токсический шок;

– сепсис (часто при пневмококковых пневмониях);

Использованные источники: mirznanii.com

Пневмония. Этиология, клиника, профилактика.

Пневмония— острое инфекционное воспалительное заболевание легких. Она является одной из самых опасных болезней органов дыхания у детей, особенно до 6 месяцев и недоношенных. Пневмония опасна тем, что кроме легких часто поражаются бронхи, плевра и другие органы. Если ребенок заболел в результате токсической причины, то он может остаться инвалидом.

Этиология.

Возбудителями пневмонии могут быть бактерии, вирусы, паразиты, грибки, микоплазмы, вирусы и бактерии одно­временно.

Характер течения болезни зависит от многих факторов: возраста ребенка (новорожденный, грудной, ранний возраст, до­школьный возраст), состояния его здоровья (недоношенность, рахит, аномалия конституции, анемия и др.), реактивности (сопро­тивляемости).

Причины нневмонии

У недоношенных и детей с ослабленным иммунитетом причиной пневмонии является простуда или грибковая инфекция. В этом случае болезнь протекает очень тяжело, а порой не поддается лечению.

Пневмония может возникнуть и в результате осложнения инфекционного заболевания (например, гриппа, коклюша, кори и др.).

Пневмония может возникнуть у ребенка в результате вдыхания угарного газа, паров бензина, различных растворителей (токсическая причина), а также, если ребенок болеет тяжелой формой астмы.

Течение болезни.

При детской пневмонии в воспалительный процесс вовлекается большая или меньшая часть легких. В связи с этим пораженный участок легкого не может участвовать в дыхательном процессе, так как легочные альвеолы и мельчайшие бронхи заполняются воспалительным экссудатом. В результате сначала развивается кислородное голодание крови (гипоксемия), а затем и кислородное голодание тканей (гипоксия). В ответ на недостаток притока кислорода у больного ребенка появляется одышка, т. е. учащается дыхание, в результате кровь не в полной мере обогащается кислородом, что и приводит к появлению цианоза губ и лица.

Кроме перечисленных симптомов, воспаление легких сопровождается расстройством общего состояния ребенка, явлениями интоксикации, повышением температуры, более или менее выраженными нарушениями со стороны центральной нервной системы (головная боль, расстройства сна, потеря аппетита, бред, судороги, менингеальные явления). При пневмонии страдают также сердце, сосуды и пищеварительный тракт.

Признаками сердечно-сосудистой недостаточности является синюха, слабый и частый пульс, снижение кровяного давления, похолодание конечностей.

Начало заболевания чаще постепенное, на фоне развития у ребенка того или иного острого заболевания верхних дыхательных путей. Пневмония начинается с появления температуры, которая не снижается дня три. Повышение температуры (субфебрильная, высокая, постоянная, непостоянная) сопровождается ухудшением общего состояния — ребенок становится вялым, на­рушается сон, ухудшается аппетит, появляется бледность кож­ных покровов. Возможны рвота и тошнота, хрипы в легких. Нарастают катаральные явления, усиливается кашель, часто сухой, мучительный.

Проявлениями дыхательной недостаточности при пневмонии являются цианоз (синюшность кожи) и одышка различной степени. Цианоз сначала появляется вокруг рта и бывает заметен во время крика, плача, кормления. При тяжелом течении болезни цианоз возникает и в состоянии покоя, быстрее распространяется. Одышка в легких случаях выражается в напряжении и раздувании крыльев носа, в тяжелом учащенном поверхностном дыхании, сопровождающемся стоном. пульс резко учащается, сердечные тоны приглушены. Заметно втянуты уступчатые места грудной клетки — яремная и подключичные ямки, межреберные промежутки, подложечная область.

Различают простую (локализованную), токсическую, токсико-септическую и септическую формы пневмонии (классификация предложена проф. Ю. Ф. Домбровской и В. И. Молчановым). В течение болезни одна форма пневмонии может перейти в другую.

Локализованная, или простая, пневмония развив чаще у детей здоровых. Протекает такая форма заболевания благоприятно, преобладают изменения в легких, симптомы общей интоксикации выражены умеренно.

При токсических и токсико-септических формах, которые обычно развиваются у детей с гипотрофией, рахитом и другими неблагополучными факторами развития (асфиксия, недоношенность, частые респираторные заболевания и т. д.) значительно выражены симптомы интоксикации организма: глубокие функциональные нарушения нервной системы (беспокойств возбуждение, рвота, судороги, менингиальные симптомы), сердечно-сосудистой системы (глухость тонов, тахикардия, увеличение печени, похолодание конечностей), желудочно-кишечного тракта (срыгивание, рвота, учащение стула), выраженная дыхательная недостаточность (одышка, цианоз).

Наиболее частыми осложнениями этих форм болезни является развитие септических очагов: гнойный средний отит, гнойный плеврит, менингит и др.

Септическая пневмония — самая тяжелая форма забо­левания, возникает в основном у детей первых месяцев жизни и обусловлена стафилококковой инфекцией. Характерной чертой стафилококковых пневмоний является: острое начало, тяжелое течение, выраженная дыхательная недостаточность с первых дней болезни, развитие в легких воздушных полостей, абсцессов.

Повторные пневмонии у детей, ослабленных другими заболева­ниями, могут привести к хронической форме. Для развития хро­нической пневмонии имеет значение неправильное лечение острой формы этого заболевания, перенесенного ребенком на первом году жизни, а также и пороки развития бронхолегочных структур, инородные тела в них.

При хронической пневмонии развивается воспалительный про­цесс, сопровождающийся необратимым перерождением легочной ткани. Клинические симптомы хронической пневмонии очень мно­гообразны; периоды ремиссии сменяются периодами обострения воспалительного процесса. Наиболее постоянные симптомы заболевания — стойкий влажный кашель и влажные хрипы.

Лечениепневмонии проводится всегда комплексно и по назна­чению врача. Дети грудного и раннего возраста находятся на излечении в стационаре. За больным ребенком необходимо обеспе­чить прежде всего тщательный уход, постельный режим, полны покой, рациональное питание, нормальную длительность дневного и ночного сна, широкую аэрацию помещения. Назначение антибиотиков и сульфаниламидных препаратов проводится в зависимости от тяжести и длительности заболевания.

Большое значение в комплексном лечении пневмонии имеют витаминотерапия, лечение и профилактика анемии, рахита, гипотрофии, симптоматическое общеукрепляющее лечение, физиотерапия.

Профилактика детской пневмонии.

В развитии воспаления легких и особенно тяжелых его форм, помимо различных микробов (пневмококки, стафилококки, стрептококки и др.), большую роль играет нарушение режима питания, неправильный уход за ребенком и особенно недостаточное пребывание его на свежем воздухе. В душной, непроветренной комнате ухудшается дыхание ребенка, его организм постоянно недополучает необходимое количество кислорода. При этих условиях даже насморк может повлечь за собой развитие воспаления легких.

Таким образом, правильный режим, соблюдение гигиенических правил — основа профилактики воспаления легких. Детей необходимо всячески оберегать от заражения гриппом, аденовирусными заболеваниями. Если у кормящей матери насморк или кашель, то она должна завязывать рот и нос чистой марлевой повязкой. Кашляющих и чихающих старших детей нельзя допускать к малышам. Если в семье кто-либо заболевает гриппом, острым катаром дыхательных путей, ребенка необходимо изолировать, поместить его в другую комнату или хотя бы поставить кровать возможно дальше от больных, отгородить их ширмой или занавеской. Изнеженные дети, мало бывающие на воздухе, чаще болеют. Поэтому тщательное систематическое закаливание, которое необходимо проводить с первых месяцев жизни, служит надежной защитой от заболеваний дыхательных путей.

Предупреждение развития гипотрофии и рахита — это также профилактика пневмонии. Для профилактики пневмонии у детей дошкольного и школьного возраста наиболее верными средствами являются длительное пребывание на свежем воздухе, использование водных процедур (обтирание, душ, летом купания), физкультура.

Профилактика рецидивов пневмонии в дошкольном учреждении заключается в осуществлении индивидуального подхода к детям в течение месяца после перенесенной острой пневмонии. Все профилактические мероприятия этого периода аналогичны тем, которые проводят после заболевания ангиной. Особое значение придают рациональному физическому воспитанию, дыхательной гимнастике и закаливанию.

В целях профилактики пневмонии в дошкольном учреждении воспитатель уделяет особое внимание рациональной одежде детей следит, чтобы они были одеты по сезону, чтобы не перегрева­лись и не переохлаждались.

Использованные источники: poisk-ru.ru

Пневмония у детей

Пневмония у детей – острый инфекционный процесс в легочной паренхиме с вовлечением в воспаление всех структурно-функциональных единиц респираторного отдела легких. Пневмония у детей протекает с признаками интоксикации, кашлем, дыхательной недостаточностью. Диагноз пневмонии у детей ставится на основе характерной аускультативной, клинико-лабораторной и рентгенологической картины. Лечение пневмонии у детей требует назначения антибиотикотерапии, бронхолитиков, жаропонижающих, отхаркивающих, антигистаминных средств; в стадии разрешения – физиотерапии, ЛФК, массажа.

Пневмония у детей

Пневмония у детей — острое инфекционное поражения легких, сопровождающееся наличием инфильтративных изменений на рентгенограммах и симптомов поражения нижних дыхательных путей. Распространенность пневмонии составляет 5-20 случаев на 1000 детей раннего возраста и 5–6 случаев на 1000 детей в возрасте старше 3 лет. Заболеваемость пневмонией среди детей ежегодно повышается в период сезонной эпидемии гриппа. Среди различных поражений респираторного тракта у детей доля пневмонии составляет 1-1,5%. Несмотря на достижения диагностики и фармакотерапии, показатели заболеваемости, осложнений и смертности от пневмонии среди детей остаются стабильно высокими. Все это делает изучение пневмонии у детей актуальным вопросом педиатрии и детской пульмонологии.

Классификация пневмонии у детей

В используемой в клинической практике классификации учитываются условия инфицирования, рентгеноморфологические признаки различных форм пневмонии у детей, тяжесть, длительность, этиология заболевания и т. д.

По условиям, в которых произошло инфицирование ребенка, выделяют внебольничные (домашние), внутрибольничные (госпитальные) и врожденные (внутриутробные) пневмонии у детей. Внебольничная пневмония развивается в домашних условиях, вне лечебного учреждения, главным образом, как осложнение ОРВИ. Внутрибольничной считается пневмония, возникшая спустя 72 часа после госпитализации ребенка и в течение 72 часов после его выписки. Госпитальные пневмонии у детей имеют наиболее тяжелые течение и исход, поскольку у внутрибольничной флоры нередко развивается резистентность к большинству антибиотиков. Отдельную группу составляют врожденные пневмонии, развивающиеся у детей с иммунодефицитом в первые 72 часа после рождения и неонатальные пневмонии у детей первого месяца жизни.

С учетом рентгеноморфологических признаков пневмония у детей может быть:

  • Очаговой (очагово-сливной) – с очагами инфильтрации диаметром 0,5-1 см, расположенными в одном либо нескольких сегментах легкого, иногда – билатерально. Воспаление легочной ткани носит катаральный характер с образованием в просвете альвеол серозного экссудата. При очагово-сливной форме происходит слияние отдельных участков инфильтрации с образованием большого очага, нередко занимающего целую долю.
  • Сегментарной – с вовлечением в воспаление целого сегмента легкого и его ателектазом. Сегментарное поражение часто протекает в виде затяжной пневмонии у детей с исходом в легочный фиброз или деформирующий бронхит.
  • Крупозной – с гиперергическим воспалением, проходящим стадии прилива, красного опеченения, серого опеченения и разрешения. Воспалительный процесс имеет лобарную или сублобарную локализацию с вовлечением плевры (плевропневмония).
  • Интерстициальной – с инфильтрацией и пролиферацией интерстициальной (соединительной) ткани легких очагового или диффузного характера. Интерстициальная пневмония у детей обычно вызывается пневмоцистами, вирусами, грибами.

По тяжести течения различают неосложненные и осложненные формы пневмонии у детей. В последнем случае возможно развитие дыхательной недостаточности, отека легких, плеврита, деструкции легочной паренхимы (абсцесса, гангрены легкого), экстрапульмональных септических очагов, сердечно-сосудистых нарушений и т. д.

Течение пневмонии у детей может быть острым или затяжным. Острая пневмония разрешается в сроки 4-6 недель; при затяжной пневмонии клинико-рентгенологические признаки воспаления сохраняются более 1,5 месяцев.

По этиологии выделяются вирусную, бактериальную, грибковую, паразитарную, микоплазменную, хламидийную, смешанную формы пневмонии у детей.

Причины пневмонии у детей

Этиология пневмонии у детей зависит от возраста и условий инфицирования ребенка.

Пневмонии новорожденных обычно связаны с внутриутробным или внутрибольничным инфицированием. Врожденные пневмонии у детей часто вызываются вирусом простого герпеса типов 1 и 2 типов, ветряной оспы, цитомегаловирусом, хламидией. Среди внутригоспитальных патогенов ведущая роль принадлежит стрептококкам группы В, золотистому стафилококку, кишечной палочке, клебсиелле. У недоношенных и доношенных новорожденных велика этиологическая роль вирусов – гриппа, РСВ, парагриппа, кори и др.

У детей первого года жизни преобладающим возбудителем внебольничной пневмонии выступает пневмококк (до 70-80% случаев), реже — гемофильная палочка, моракселла и др. Традиционными патогенами для детей дошкольного возраста служат гемофильная палочка, кишечная палочка, протей, клебсиелла, энтеробактер, синегнойная палочка, золотистый стафилококк. У детей школьного возраста, наряду с типичным воспалением легких, возрастает число атипичных пневмоний, вызванных микоплазменной и хламидийной инфекцией. Факторами, предрасполагающими к развитию пневмонии у детей, служат недоношенность, гипотрофия, иммунодефицит, стресс, охлаждение, хронические очаги инфекции (кариес зубов, гайморит, тонзиллит).

В легкие инфекция проникает преимущественно аэрогенным путем. Внутриутробная инфекция в сочетании с аспирацией околоплодных вод приводят к возникновению внутриутробной пневмонии. Развитие аспирационной пневмонии у детей раннего возраста может происходить вследствие микроаспирации секрета носоглотки, привычной аспирации пищи при срыгиваниях, гастроэзофагеальном рефлюксе, рвоте, дисфагии. Возможно гематогенное распространение патогенов из внелегочных очагов инфекции. Инфицирование госпитальной флорой нередко происходит при проведении ребенку трахеальной аспирации и бронхоальвеолярного лаважа, ингаляции, бронхоскопии, ИВЛ.

«Проводником» бактериальной инфекции обычно выступают вирусы, поражающие слизистую респираторного тракта, нарушающие барьерную функцию эпителия и мукоцилиарный клиренс, увеличивающие продукцию слизи, снижающие местную иммунологическую защиту и облегчающие проникновение возбудителей в терминальные бронхиолы. Там происходит интенсивное размножение микроорганизмов и развитие воспаления, в которое вовлекаются прилегающие участки легочной паренхимы. При кашле инфицированная мокрота забрасывается в крупные бронхи, откуда попадает в другие респираторные бронхиолы, обусловливая образование новых воспалительных очагов.

Организации очага воспаления способствует бронхиальная обструкция и формирование участков гиповентиляции легочной ткани. Вследствие нарушения микроциркуляции, воспалительной инфильтрации и интерстициального отека нарушается перфузия газов, развивается гипоксемия, респираторный ацидоз и гиперкапния, что клинически выражается признаками дыхательной недостаточности.

Симптомы пневмонии у детей

Клиника очаговой пневмонии у детей обычно развивается на 5-7-й день ОРВИ. Общеинфекционная симптоматика характеризуется фебрильной температурой тела (>38°С), признаками интоксикации (вялостью, нарушением сна, бледностью кожных покровов, расстройством аппетита; у грудных детей — срыгиваниями и рвотой). Респираторные симптомы пневмонии у ребенка включают кашель (влажный или сухой), одышку, периоральный цианоз; иногда — участие в дыхании вспомогательной мускулатуры, втяжение межреберий. Течение очагово-сливной пневмония у детей всегда более тяжелое; нередко с дыхательной недостаточностью, токсическим синдромом, развитием плеврита или деструкции легочной ткани.

Сегментарные пневмонии у детей протекают с лихорадкой, интоксикацией и дыхательной недостаточностью различной степени выраженности. Процесс восстановления может затягиваться до 2-3 месяцев. В дальнейшем на месте воспаления может формироваться сегментарный фиброателектаз или бронхоэктазы.

Клиника крупозной пневмонии у детей отличается бурным началом, высокой лихорадкой с ознобами, болью при кашле и дыхании в грудной клетке, откашливанием «ржавой» мокроты, выраженной дыхательной недостаточностью. Нередко при пневмонии у детей развивается абдоминальный синдром с рвотой, болями в животе с симптомами раздражения брюшины.

Интерстициальная пневмония у детей характеризуется преобладанием симптомов нарастающей дыхательной недостаточности: одышки, цианоза, мучительного кашля со скудной мокротой, ослабления дыхания; нередко — признаками правожелудочковой сердечной недостаточности.

В числе осложнений пневмонии, встречающихся у детей, — инфекционно-токсический шок, абсцессы легочной ткани, плеврит, эмпиема плевры, пневмоторакс, сердечно-сосудистая недостаточность, респираторный дистресс-синдром, полиорганная недостаточность, ДВС-синдром.

Диагностика пневмонии у детей

Основу клинической диагностики пневмонии у детей составляет общая симптоматика, аускультативные изменения в легких и рентгенологические данные. При физикальном обследовании ребенка определяется укорочение перкуторного звука, ослабление дыхания, мелкопузырчатые или крепитирующие хрипы. «Золотым стандартом» выявления пневмонии у детей остается рентгенография легких, позволяющая обнаружить инфильтративные или интерстициальные воспалительные изменения.

Этиологическая диагностика включает вирусологические и бактериологические исследования слизи из носа и зева, бакпосев мокроты; ИФА и ПЦР-методы выявления внутриклеточных возбудителей.

Гемограмма отражает изменения воспалительного характера (нейтрофильный лейкоцитоз, увеличение СОЭ). Детям с тяжелой пневмонией необходимо проводить исследование биохимических показателей крови (печеночных ферментов, электролитов, креатинина и мочевины, КОС), пульсоксиметрию.

Пневмонию у детей необходимо отличать от ОРВИ, острого бронхита, бронхиолита, туберкулеза, муковисцидоза. В типичных случаях диагностика пневмонии у детей проводится участковым педиатром; в сомнительных ситуациях ребенку требуется консультация детского пульмонолога или фтизиатра, проведение КТ легких, фибробронхоскопии и др.

Лечение пневмонии у детей

Основаниями для госпитализации ребенка, заболевшего пневмонией, являются: возраст до 3-х лет, вовлечение в воспаление двух и более долей легких, тяжелая дыхательная недостаточность, плеврит, тяжелые энцефалопатии, гипотрофия, врожденные пороки сердца и сосудов, хроническая патология легких (бронхиальная астма, бронхолегочная дисплазия и др.), почек (гломерулонефрит, пиелонефрит), состояния иммунодефицита. В лихорадочном периоде ребенку показан постельный режим, рациональное питание и питьевая нагрузка.

Основным методом лечения пневмонии у детей является эмпирическая, а затем этиотропная антибактериальная терапия, для которой могут использоваться бета-лактамы (амоксициллин+клавулановая кислота и др.), цефалоспорины (цефуроксим, цефамандол), макролиды (мидекамицин, азитромицин, кларитромицин), фторхинолоны (ципрофлоксацин, офлоксацин), имипенемы (имипенем) и др. При неэффективности терапии в течение 36-48 часов стартовый антибиотик заменяют на препарат из другой группы.

Симптоматическая и патогенетическая терапия пневмонии у детей включает назначение препаратов жаропонижающего, муколитического, бронхолитического, антигистаминного действия. После стихания лихорадки показано физиолечение: СВЧ, индуктотермия, электрофорез, ингаляции, массаж грудной клетки, перкуторный массаж, ЛФК.

Прогноз и профилактика пневмонии у детей

При своевременном распознавании и лечении исход пневмонии у детей благоприятный. Неблагоприятный прогноз имеют пневмонии, вызванные высоковирулентной флорой, осложненные гнойно-деструктивными процессами; протекающие на фоне тяжелых соматических заболеваний, иммунодефицитных состояний. Затяжное течение пневмонии у детей раннего возраста чревато формированием хронических бронхолегочных заболеваний.

Профилактика пневмонии у детей заключается в организации хорошего ухода за ребенком, его закаливании, предупреждении ОРВИ, лечении ЛОР-патологии, вакцинации против гриппа, пневмококковой инфекции, гемофильной инфекции. Все дети, переболевшие пневмонией, подлежат диспансерному учету у педиатра в течение 1 года с проведением контрольной рентгенографии грудной клетки, ОАК, осмотра ребенка детским пульмонологом, детским аллергологом-иммунологом и детским отоларингологом.

Использованные источники: www.krasotaimedicina.ru

Пневмония у детей этиология клиника лечение профилактика

■Инфекционно — токсический шок

■Респираторный дистресс-синдром взрослого типа

5.Острая пневмония у детей раннего возраста.Клиника,диагностика,дифференциальный диагноз,лечение,осложнения.

Пневмония — острое воспалительное заболевание легких. Пневмония может быть вызвана бактериальными, вирусными, хламидийными, микоплазменными, паразитарными возбудителями, химическими воздействиями, аллергическими факторами.

По морфологическим формам различают:

Течение пневмонии может быть:

острым (до 6 недель);

затяжным (от 6 недель до 8 месяцев).

Пневмония может быть неосложненной и осложненной.

Тяжесть пневмонии обусловлена выраженностью клинических проявлений и (или) осложнений. Формулировка полного диагноза должна включать наряду с указанными параметрами данные о локализации пневмонического процесса, сроки от начала болезни и при возможности этиологии.

Клиника неосложненной пневмонии

Диагностические критерии очаговой пневмонии:

одышка (более 60 в минуту у детей до 2-х лет);

участие в дыхании вспомогательной мускулатуры;

выраженные симптомы интоксикации;

локальные изменения (крепитация, мелко- среднепузырчатые хрипы, укорочение легочного звука или коробочный звук);

инфильтративные тени на рентгенограмме, имеющие нечеткие очертания;

изменения в общем и биохимическом анализе крови воспалительного характера.

Диагностические критерии сегментарной пневмонии:

выраженный токсикоз с эксикозом;

выраженные признаки дыхательной недостаточности;

перкуторно — укорочение легочного звука над легкими переходящими в тупость;

аускультативно — ослабленное или бронхиальное дыхание над пораженными участками легкого, влажные хрипы не характерны;

на рентгенограмме интенсивное затемнение в области одного, двух и более сегментов легкого.

Диагностические критерии интерстициальной пневмонии:

частый, мучительный со скудной мокротой кашель;

одышка (80-100 в минуту);

эмфизематозное вздутие грудной клетки;

перкуторно — коробочный звук;

при аускультации — жесткое дыхание, хрипов мало;

на рентгенограмме — явления эмфиземы, ячеистость, картина “ватного легкого”.

Особенности пневмоний в раннем возрасте:

в подавляющем большинстве случаев пневмония развивается на фоне ОРВИ;

по частота наиболее часто встречаются сегментарные (45-66% у детей старше года), очаговые (30-40%) от общего числа пневмоний;

на первом году жизни чаще двусторонние пневмонии;

выраженные симптомы интоксикации, эксикоз;

выраженные симптомы ДН;

склонность к ателектазированию;

склонность к затяжному течению;

у детей с ЭКД протекает с обструктивным компонентом;

склонность к деструктивным процессам;

интерстициальная пневмония чаще регистрируется у детей раннего возраста.

синпневмонический плеврит — клиническая картина в большинстве случаев не отличается от таковой при острой пневмонии. Эти плевриты наблюдаются у детей всех возрастов, но чаще в раннем возрасте. У многих детей в начале болезни отмечаются сильные боли при дыхании, нередко с иррадиацией в живот. Сходство с картиной острого живота при практически неизмененной рентгенограмме в этом периоде нередко приводит больных на операционный стол. Обратное развитие плеврита либо идет параллельно пневмоническому процессу, либо задерживается. Полное рассасывание экссудата редко происходит быстрее, чем через 3-4 недели;

метапневмонический плевит — наблюдается при пневмококковой инфекции у детей с конца первого года жизни и развивается на фоне обратного развития пневмонии или плеврита, после 1-2 дней нормальной или субфебрильной температуры. Появление метапневмонического плеврита сопровождается высокой лихорадкой, болями в животе и грудной клетке. Характерны гематологические сдвиги. До его развития обычно есть лейкоцитоз и умеренное повышение СОЭ. К 4-5 дню развития плеврита происходит рост СОЭ до 50-60 мм/час и снижение лейкоцитоза. В дальнейшем СОЭ снижается медленно, и к концу месяца цифры порядка 30-40 мм/час, не являются редкостью. У большинства больных лихорадка держится 7-10 дней, причем с 3-5 дня температура повышается на 3-4 часа в сутки. Низкий уровень фибринолитической активности крови, что типично для этой формы, способствует более медленному рассасыванию фибрина (1,5-2 мес. и более).

респираторный дистресс синдром взрослого типа.

Дифференциальный диагноз с бронхитом, бронхиолитом (см. выше).

Лечение. Постельный режим до улучшения общего состояния.

Питание — полноценное, обогащенное витаминами.

Антибиотикотерапия. Стартовым антибиотиком, учитывая этиологию пневмоний у детей старшего возраста, должен быть антибиотик пенициллинового ряда (ампициллин, ампиокс, оксациллин, карбинициллин), при отсутствии эффекта — смена на цефалоспорины 1-3 поколения, аминогликозиды. При подозрении на микоплазменную или хламидийную этиологию — макролиды (эритромицин, сумамед, ровамицин).

Отхаркивающая терапия — бромгексин, мукалтин, амброксол.

Фитотерапия — отвары девясила, чабреца, мать-и-матчехи, душицы, корень солодки, багульник)

Витаминотерапия показана при затяжном или тяжелом, осложненном течении ОПН.

Биопрепараты (лакто-, бифидумбактрин, бактисубтил) показаны, если ребенок получает несколько курсов антибиотиков.

Физиолечение. А) Ингаляции содовым, соляно-содовым растворами. Б) Теплолечение (озокеритовые и парафиновые апликации). В) Массаж, гимнастика, постуральный дренаж, вибромассаж.

ДН II-III степени;

токсико-септические формы заболевания;

подозрение на деструкцию легочной ткани;

наличие у ребенка рахита, гипотрофии, аномалий конституции, недоношенность;

рецидивирующее течение заболевания;

дети из сельской местности.

Режим. Постельный у ребенка старше года на весь лихорадочный период, частые проветривания комнаты. При легком течении пневмонии питание ребенка должно соответствовать возрасту, количество жидкости в сутки: а) для детей до года 140-150 мл/кг; б) старше года — к пищевому рациону + морсы, оралит, регидрон. При тяжелом течении объем пищи 50-60% от должного с допаиванием до нормального объема овощными отварами, оралитом.

Детям первого полугодия — ампиокс, цефалоспорины. Детям старше 6 мес. — пенициллиновый ряд, откашливающая терапия, витаминотерапия (А,Е,С,В1, В6), отвлекающая терапия, физиотерапия (соляно-щелочные ингаляции, при снижении температуры ДМВ на грудную клетку, парафиновые аппликации), ЛФК, массаж грудной клетки.

Показания к инфузионной терапии:

выраженный токсикоз и эксикоз, нейротоксикоз;

выраженные метаболические сдвиги;

выраженный обструктивный синдром.

При токсикозе I степени и гиперкоагуляции используются растворы (реополиглюкин, плазма, альбумин, 10% раствор глюкозы). Объем жидкости внутривенно равен 30% от рассчитанной суточной водной нагрузки. При токсикозе II степени и коагулопатии потребление к растворам добавляется эритроцитарная масса, а объем инфузионной терапии равняется 50% от рассчитанного объема (1/2 от физиологической потребности и продолжающихся физиологических потерь). При III степени токсикоза — альбумин нельзя использовать, а к базисным растворам добавляется антигемофильная плазма. Суточный объем жидкости составляет 1/3 физиологической потребности и продолжающихся физиологических потерь и полностью вводится внутривенно.

Пневмонии в раннем возрасте дифференцируют с бронхитом, бронхиолитом, затяжной сердечной недостаточностью.

Профилактика. сводится к профилактике рахита, хронических расстройств питания, диатезов, организации закаливания, оздоровлению быта.

Использованные источники: studfiles.net